Герб г.п.Шумилино
Шумилинщина

Категории Новости Объявления ФОРУМ Детское творчество Статистика

Ужлятино деревня

(Расположен на территории объекта Светлосельский сельсовет)

Адрес:

211250 Шумилинский район Светлосельский сельсовет

Реклама:

Ужлятино деревня

Деревня располагается вдоль автотрассы Витебск- Полоцк в 14 км от райцентра и в 5 км от деревне Старое Село Витебского района.  К югу от деревни есть небольшой лесной массив, сразу за которым течет Западная Двина. Сейчас в деревне не более 10 жилых домов и дачи.                                            А по данным 1906 года в деревне была церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы - штатная, деревянная, холодная, ветхая. Священник Адриан Хруцкий родился в 1846 году рукоположен в 1872 году, в настоящей должности с 1881 года, имеет набедренник. Жалование 408 рублей. Псаломщик Федор Околович родился в 1861 году, в настоящей должности  с 1882 года. Жалование 122 рубля 40 копеек. Прихожан мужского пола 620 душ, женского - 613. Земли 40 десятин, леса 20 десятин. Постройки у священника казенные деревянные ветхие, у псаломщика - собственные новые.
Сейчас никакой инфраструктуры в деревне нет.

Митрофорный протоиерей Николай Околович


 Протоиерей Николай Фомич Околович родился 4 мая 1863 года в д.Ужлятино Витебского уезда в семье псаломщика. С 1873 года по 1877гг. учился в Витебском духовном училище, а с 1877 по 1883гг. – в Витебской духовной семинарии, которую окончил по первому разряду. В 1883-1887гг. обучался в Московской Духовной Академии, которую окончил магистрантом.

С 6 октября по 4 декабря 1887 года Николай служил столоначальником Полоцкой Духовной консистории. С 4 декабря 1887 года Николай Околович указом Преосвященного Маркелла (Поппеля), епископа Полоцкого и Витебского, назначен на должность противо-раскольнического миссионера Полоцкой епархии и по 4 марта 1889 года жил в г.Режица (теперь г.Резекне).

17 января 1888 года он женился на Александре Михайловне Децикевич - внучке управляющего Полоцко-Витебской епархии в 1882-1889гг. епископа Маркелла (Поппеля). От этого брака родились два сына и две дочери. Отцом Александры Децикевич был протоиерей Михаил Кириллович Децикевич, в 1871-1875гг. являвшийся администратором Холмской епархии.

Вскоре Николай Околович был рукоположен епископом Маркеллом (Поппелем) в сан диакона, а 2 февраля 1888 года и в сан священника.

С 4 марта 1889 года священник Николай Околович был назначен на должность законоучителя Полоцкого кадетского корпуса. Одновременно он являлся членом Полоцкого епархиального попечительства, председателем Совета Полоцкого Церковного Братства, председателем Полоцкого уездного отделения училищного совета.

15 августа 1897 года о.Николай был награжден грамотой Св. Синода и наградной Библией «За особое усердие и ревность в деле благоустройства местных церковно-приходских школ».

По должности противораскольнического миссионера о.Николай был знаком с Витебским губернатором – князем Василием Михайловичем Долгоруким.

На Первом Миссионерском съезде, проходившем в Витебске 5-10 июня 1901 года, священник Николай Околович был единогласно избран председателем и утвержден в этой должности Преосвященным Тихоном (Никоноровым), епископом Полоцким (впоследствии архиепископ Воронежский и Задонский, священномученик, + 27.12.1919 г.).

В 1906 году священник Николай Околович серьезно заболел, к 1907 году болезнь сильно прогрессировала и по требованию врачей он был вынужден переменить климат, переехав на служение в Воронеж.

С 13 августа 1907г. до 1 июля 1913г. – священник Николай Околович являлся ректором Воронежской Духовной Семинарии и главным редактором «Воронежских епархиальных ведомостей». Одновременно, с 14 октября 1908 года до отъезда из Воронежа, о.Николай был председателем Воронежского епархиального миссионерского совета и участвовал в деятельности четырнадцати культурно-просветительских и благотворительных учреждений. В 1911 году по инициативе священника Николая Околовича в Воронеже были учреждены педагогические и миссионерские курсы для преподавателей церковно-приходских школ и приходского духовенства. В Воронежской семинарии трудами о.Николая были организованы: обсерватория, биологическая и электрическая станции, оранжерея.

По свидетельству Воронежского епархиального миссионера Льва Захаровича Кунцевича, «…под председательством протоиерея Николая Околовича Миссионерский Совет работал плодотворно и оживленно. Приходится пожалеть об уходе из Воронежа почтенного миссионерского деятеля, отличавшегося необыкновенной отзывчивостью и сердечностью, согревавшую членов Совета и объединявшую их в одну семью, работавшую во имя дела без разделений и партий».

В декабре 1912 года священник Николай Околович был назначен законоучителем Двинского реального училища (современный г.Даугавпилс). Он был лично знаком с митрополитом Антонием (Храповицким), с которым познакомился в мае 1910 года в Полоцке, во время перенесения из Киева мощей преподобной Евфросинии Полоцкой, а в июле 1916 года встречался с ним в Харькове. Много лет священник Николай Околович был редактором "Полоцких епархиальных ведомостей" и "Воронежских епархиальных ведомостей", где печатал свои литературные труды – больше тысячи страниц миссионерских отчетов, проповедей, некрологов.

Свою 30-летнюю педагогическую службу о.Николай закончил в мае 1919 года в г.Речица, где находилось с октября 1917 года в эвакуации Двинское реальное училище.

После окончания немецкой оккупации он покинул Речицу и с мая 1919 года проживал в Витебске. Витебская Духовная семинария была уже закрыта. По благословению архиепископа Иннокентия (Ястребова) и с разрешения гражданских властей, в 1919 году при Николаевском кафедральном соборе г.Витебска начала действовать пастырская школа под руководством священника Николая Околовича.

Одновременно началось чтение лекций по Закону Божиему в советских трудовых школах 2-й ступени и для взрослых. Лекторами были священник Николай Околович и бывший ректор Витебской Духовной семинарии протоиерей Сергий Артоболевский (+1920г.), который в младшей группе преподавал катехизис и богословие, а о.Николай в старшей группе – историю религий, общую и русскую церковную историю, а также основное, нравственное и догматическое богословие. В этот же период о.Николай с миссионерскими целями ездил в места проживания сектантов.

К 1922 году священник Николай Околович стал настоятелем Николаевского кафедрального собора в Витебске. На время его служения на этом посту пришлось изъятие церковных ценностей, реквизированных как в Николаевском соборе, так и в приписных к нему Успенском соборе, архиерейской Михаило-Архангельской церкви и больничной Скорбященской церкви. Благодаря мудрому поведению о.Николая не только сама передача ценностей прошла достаточно мирно, но и были возвращены в Успенский собор изъятые литургические сосуды, что позволило вновь совершать в нем богослужения.

Не во всех церквях Витебска изъятие ценностей прошло без конфликтов, что вызвало и аресты. Только по подозрению в организации препятствий реквизиции, о.Николай был арестован в 1922 году и содержался под стражей в течение двух недель, был условно осужден на 1 год лишения свободы, но амнистирован.

Избранный в 1918 году Витебский Епархиальный совет поддерживал Святейшего Патриарха Тихона. В 1921 году он был расформирован постановлением административного отдела Витебского горсовета. В 1922-1925 годах в Витебске было официально зарегистрировано и действовало Епархиальное управление, единое как для сторонников патриаршей церкви, так и для обновленцев. Через него производились все назначения священнослужителей с получением разрешения на служение от местных органов власти. Поскольку о.Николай Околович вследствие ареста потерял место своего служения, то ему пришлось принимать новое назначение от «единого» Епархиального управления.

До осени 1924 года о.Николай служил в церкви д.Новики Полоцкого уезда, настоятелем Комшанской церкви Невельского уезда. Одновременно он являлся уполномоченным Витебского епархиального управления по Невельскому уезду.

В 1924 и 1927гг. обновленческие митрополит Иосиф (Кречетович) и архиепископ Александр (Щербаков) письменно предлагали о.Николаю Околовичу перейти в обновленчество, принять архиерейский сан и Полоцкую епархию. Ответом на это предложение был отказ.

Еще от школьных товарищей о.Николай получил прозвище «Николай Миротворец», что характеризует его миролюбие. Мудрость, врожденный такт, стремление разрешить конфликт мирным путем - позволили ему служить в церкви в это сложное время. Благодаря таким высоким личным качествам о.Николай пользовался признанием даже со стороны обновленческой иерархии – Витебским епархиальным советом и Высшим Церковным советом 1 июня 1924 года он был награжден митрой. Впоследствии в 1928 году данная награда повторилась уже указом митрополита Сергия (Страгородского).

С октября 1924 года вплоть до своего последующего ареста в 1931 году – протоиерей Николай Околович являлся настоятелем Ильинской церкви г.Витебска. На этом месте служения протоиерей Николай Околович проявил себя ревностным и бесстрашным служителем Патриаршей церкви, готовым к жертвенным поступкам. Так, после закрытия в июле 1929 года Николаевской (батальонной) церкви, о.Николай Околович принял в Ильинскую церковь всю приходскую общину закрытого храма во главе со священником Игнатием Иосафатовым.

Чувствуя приближение времени испытаний, испытывая необходимость в особой духовной поддержке и укреплении, с 1928 по 1931 годы протоиерей Николай Околович служил в Ильинской церкви ежедневно.

В 1929-1931гг., во время пребывания на Витебской кафедре архиепископа Николая (Покровского), протоиерей Николай Околович был назначен благочинным городских церквей Витебска и являлся верным помощником своему правящему архиерею в деле возрождения закрытых приходов и их возвращения из обновленческой юрисдикции. В это время из обновленчества вернулось около 40 приходов. Часто протоиерей Николай возглавлял торжественные богослужения во вновь открывшихся церквях, как это было в Дорогокуповской церкви, когда на богослужение собралось несколько тысяч человек.

В 1929 году протоиерей Николай Околович по непосредственному указанию митрополита Сергия (Страгородского) и благословению архиепископа Николая (Покровского) подготавливает докладную записку на имя митрополита Сергия о церковно-историческом значении Витебска на предмет размещения в нем органа автономного управления Белорусской Церкви. Поводом для этого явилось рассмотрение Советом народных комиссаров РСФСР проекта о церковной автономии в Белоруссии по примеру соседней Украины.

Такая активность престарелого протоиерея не приветствовалась богоборческой властью. Протоиерей Николай Околович был арестован 24 апреля 1931 года и помещен в Витебскую тюрьму. Ему было предъявлено обвинение в антисоветской и антиколхозной агитации.

Постановлением Особого Совещания при Коллегии ОГПУ от 14 июля 1932 года согласно ст.72 и 76 УК БССР, о.Николай Околович был освобожден из-под стражи с лишением права проживания в 12-ти пограничных пунктах и Уральской области с прикреплением к месту жительства на 3 года.

По свидетельству его сына – Петра Николаевича Околовича – протоиерей Николай Околович скончался в заключении в 1934 году. Место его смерти и погребения неизвестно.

Протоиерей Николай Околович был реабилитирован 12 сентября 1989 года Прокуратурой Витебской области.

В период с 1919 по 1931 годы протоиерей Николай Околович стал важнейшей фигурой в уврачевании внутрицерковных расколов в Витебске. В своей жизни он практически воплощал христианские добродетели: духовную мудрость, нестяжание, миротворчество, сердечную веру в Бога.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Деятельность:

Населённые пункты

Фотогалерея:

Комментарии к статье:

2013-02-19 12:29:45, Юрий написал(а): Ответить на ЭТО сообщение

На самом деле жаль деревушку, совсем другой судьбы должно было заслуживать это место, но уж как сложилось. Выжлятина (Выжлятин на карте Великого Княжества Литовского середины 16 века) - старейший, крупнейший и известнейший населенный пункт между Витебском и Полоцком, о котором есть письменные упоминания, связанные с дворянским родом Буевичей: Буевич Выжляцинский (Средневековый гербовник Яна Длугоша "Кледония" CI) герб Незгода, 1500 г. село Буево в повете Сенненском (Несецкий, Борковский Ns., Br.). Энциклопедия Польской Шляхты, Том IV, Варшава MCMXXXVI БУЕВИЧИ, дворянский род герба "Незгода", представители которого имели вотчину в Витебском повете. Происходят от Ивана Амбои Буевича, четверо сыновей которого поделили между собой в 1506 году отцовское имение Выжлятина (современная дер. Ужлятино, Шумилинского района). В дальнейшем их потомки совместно владели этим имением (в одном из документов за 1628 год их названо 11 человек). Род Буевичей проживал на Витебщине и в начале 20-го столетия. Лит.: Гербовник витебского дворянства // Heraldica: Ист. сб. Спб. 1900. Том I, стр. 143. Головня герба Собственного Богдан Пышницкий (Головня), наследник Покрышек, Земнова и других имений под Витебском в 1598 г. Семен Богданович Головня Пышницкий, помещик витебский, даровал в 1641 г. одному из сыновей своих от первой жены, Ганы Шебнянки, уже взрослому, но неженатому, Яну Семеновичу Головне Пышницкому, имение Пышники с церковью, в витебском воеводстве, Порузы и Кречковщину, оставив себе до смерти им. Жары, которое также сыну перейдет, а в своем распоряжении оставил имения Выжлятино и двор в замке Витебском. Так что церковь там была не на пустом месте, древнейшая история у этого края, заслуживает это место детальных исследований. Род Буевичей сохранил дворянство и после присоединения к России, что было очень сложно: Выжляцинскiе Буевичи. Указы Герольдiи 17 Сентября 1823 г. за No 6643 и Правительствующаго Сената по Департаменту Герольдiи 19 Января 1860 г. за No 1167. Внесены в 6 и 1 часть родословной книги. Алфавитный Списокъ Дворянскимъ Родамъ Внесеннымъ въ Дворянскую Родословную Книгу Витебской Губернiи на 1900 годъ. Витебскъ Типографiя Э. Рубинъ 1900 года. Были в роду и довольно веселые представители, вот некоторые судебные дела: 8. 17.06.-4.10.1811. Дело ВЗПС по жалобе еврея Вольфа Лейбовича Эстрена на шляхтича Леона Францевича Буевича о его избиении. 13.04.1828. Определение ВГС 1-го деп. по делу Витебского земского поветового суда о дворянине Витебского уезда Леоне Францевиче Буевиче и др., подозреваемых в краже вещей помещика Матвея Милькевича в его им. Непороты. Что там не поделило вельможное панство в соседних Непоротах - остается загадкой, но жизнь в этом районе кипела и 200 лет назад...

2013-03-22 22:16:58, Ласка написал(а): Ответить на ЭТО сообщение

Владельцем им. Выжлятино в 16 столетии был Иван Буй, потомки же его стали называться Буевичами.

2013-03-24 15:16:01, Ласка написал(а): Ответить на ЭТО сообщение

В историко-юридических материалах 1892 года есть документ  от 26 февраля 1716 г. в нем упоминется Ужлятино, пуща Будовесто и деревня Волоки( может это Уволоки?)

2013-03-28 20:50:53, Юрий написал(а): Ответить на ЭТО сообщение

Деревня Уволоки прослеживается на карте 1936 года между Ужлятино и Старое Село, видимо о ней и речь. Волоки (Уволоки) - довольно распространённое название, в России обычно связано с Волоками - местами перетаскивания посуху судёнышек из одного водоёма в другой; на территории ВКЛ видимо происходит от меры земли, Волоки (Уволоки), равной 30 моргам или 20 десятинам  (21,36га), а также единицы обложения в Великом Княжестве Литовском. Распространение это название получило после аграрной реформы 1557 года (волочной померы). http://istoria-belarusi.ru/novoe_vremya/folvarochnoe_hozajstvo.php

2013-03-28 21:29:16, Юрий написал(а): Ответить на ЭТО сообщение

Есть ещё и третий вариант названия, к местам сплава бревна из леса тащили специальным приспособлением, Волоком, соответственно путь так и назывался, как и деревня у речки, где сплав  начинался (Волок, У Волока). Работа по вытаскиванию бревен была тяжелой и долгой, в русском языке сохранилось слово "волокита".

2013-09-05 17:12:38, Гость из Вильны написал(а): Ответить на ЭТО сообщение

Оршанский епископ Адриан Головня подарил в 1823 году "приходской церкви Пышниковской" почаевский Трифологион. Об этом есть вкладная запись в книге. Связано ли имя Головни с Пышниками? Может епископ тоже родом из Пышников? Где можно узнать об этом? Заранее благодарю!

2017-05-09 20:00:22, Гость написал(а): Ответить на ЭТО сообщение

https://uk.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B4%D1%80%D1%96%D1%8F%D0%BD_(%D0%93%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8F)

2013-02-19 16:29:04, Юрий написал(а): Ответить на ЭТО сообщение

Незгода (Niezgoda) - несогласие, раздор (польск.) Герб составлен на основании гербового щита Династии Пястов. Период возникновения: 1120-1386. Герб "Незгода" происходит от герба Доленга. Описание: В синем поле серебряная подкова, в которую вложена серебряная стрела, острием вниз. Поперек подковы лежит серебряный меч с золотой рукояткой, обращенный острием влево. Гербовой щит окаймлен серебристо-синими лаврами и увенчан рыцарским шлемом с короной, украшенным плюмажем из трех страусовых перьев или павлиньим хвостом. Некоторые гербовники различают два варианта герба "Незгода": "Незгода" I - вариант с павлиньими перьями и "Незгода" II - вариант со страусовыми перьями. Легенда: Два брата из рода Доленга жили в постоянном раздоре друг с другом. Во время одной из ссор в приступе ярости один из братьев убил другого. В наказание герб братоубийцы был лишен золотого креста на подкове и поперек подковы был положен меч, чтобы его потомки помнили о преступлении, совершенным своим предком.

2013-02-19 17:09:43, Юрий написал(а): Ответить на ЭТО сообщение

В 19 веке на картах уже присутствует название Ужлятино ( от лит. auzolas - дуб), причем это две деревни: севернее реки Ужлятина, 17 дворов, южнее - Ужлясица. В 1905 году во владении дворянина Студзинского, православного, в числе прочих числились Ужлятино I, 190 дес земли, 22 двора, 206 чел; Ужлятино II, 230 дес земли, 5 дворов, 134 чел; погост Ужлятино, 2 двора, 16 чел. Все в Ужлятинском православном приходе, Старосельская волость Витебского уезда. В 1936 году на карте показаны Ужлятина 1-я (севернее) и Ужлятина 2-я, всего 37 дворов.

2013-02-20 19:20:09, Юрий написал(а): Ответить на ЭТО сообщение

Духовное завещание землевладельца Вит. Воеводства Федоры рожд. Буевич Перевальской в коем, между прочим поручает мужу своему, Ивану Перевальскому, похоронить ее при Буевской-Выжлятинской церкви, где была погребены и родители завещательницы 1713 г. августа 3. Владельцем им. Выжлятина в XVI ст., далеко еще до церковной унии был Иван Буй, потомки же его стали называться Буевичами (очевидно, по существовавшему обычаю называть детей производным от фамилии отца прозвищем, а потом Буевскими в подражание полякам.) В им. Выжлятине или Ужлятине издревле есть православная церковь под названием так же Ужлятинская, бывшая некоторое время униатской до общего воссоединения церквей в 1839 г. Издание Юридических Материалов, 21 вып. Стр. 144

2013-02-20 20:45:24, Юрий написал(а): Ответить на ЭТО сообщение

Выжлятина так и не стала достаточно крупным населённым пунктом , многочисленные наследники дробили единый надел - вот, например: 1593 г, Янв. 15., Раздельный акт, данный зем. Витеб. Воев. Иваном Ивановичем Буевичем сыновьям его Александру, Амврожию, Христофору и Ивану, на всю часть его в имении Выжлятинском, леж. в Витеб. повете, доставшуюся ему, Буевичу, частию после отца его, Ивана , частию после братьев, частию же через покупку. "Розделивши, говорится в документе на три ровные части, сынам моим старшим, Александру, Амброжему, а Криштафору отдал. Тым же способом, четвертому сыну моему, Яну, виделил есми ровную четвертую часть за всех кгрунтов моих Выжьлятинских..." Таким образом возникали многочисленные маленькие деревеньки, что-то закладывалось, продавалось дальше, передавалось по наследству и в конце-концов консолидации в единый большой населённый пункт не произошло.

2013-02-20 21:09:50, Юрий написал(а): Ответить на ЭТО сообщение

Один из известнейших уроженцев: Протоиерей Николай Фомич Околович родился 4 мая 1863 года в д.Ужлятино Витебского уезда в семье псаломщика (возле совр. ст.Язвино Шумилинского р-на). Видимо в данных о церкви на заставке неверно указан год рождения его отца, Федора. Полный текст книги: www.witebsk.orthodoxy.ru/saint/i/okolovich.pdf

2013-05-26 22:42:54, Юрий написал(а): Ответить на ЭТО сообщение

В 2007 году решение о причислении к лику местночтимых святых Николая Околовича принял святой Синод Белорусской православной церкви и одобрил священный Синод Русской православной церкви.




2013-02-20 22:06:58, Юрий написал(а): Ответить на ЭТО сообщение

Брат (возможно) Николая, Околович Иван Фомич (?): Родился в 1866 г., с. Ужлятино Сиротинского р-на Витебской обл.; белорус; неграмотный; дьякон. Проживал: Витебская обл., Витебский р-н, Витебск, ул. Фрунзе, д. 14. Арестован 18 сентября 1937 г. Приговорен: "тройка" 28 сентября 1937 г., обв.: 64, 72, 76 УК БССР - а/с агитация. Приговор: ВМН, конфискация имущества. Расстрелян 7 октября 1937 г. Место захоронения - Витебск. Реабилитирован 28 июля 1956 г. Президиум Витебского областного суда. Сын, Петр Николаевич Околович, был арестован в 1937 году и расстрелян 26 сентября 1937 года в Витебске, а впоследствии реабилитирован. Церковь в Ужлятина еще показана на карте 1936 года сев-восточнее оз.Мурожница, сейчас, похоже, это место под дорогой Витебск-Полоцк.

2013-02-21 12:36:57, Юрий написал(а): Ответить на ЭТО сообщение

Похоже, что старший брат Николая Околовича, Федор, был псаломщиком Ужлятинской церкви с 1882 года, видимо сменив отца, псаломщика Фому Околовича. Тогда о данных церкви всё сходится. Проходившая мимо Ужлятино железная дорога была ареной жестоких сражений в 1944 году, в этом направлении безуспешно развивалось наступление в Городокской операции конца 1943- начала 1944г, а 24 июня 1944 года в Сводке Советского Информбюро прозвучало следующее: "Северо-западнее и западнее города ВИТЕБСК наши войска, продолжая успешное наступление, за два дня боёв продвинулись вперёд от 20 до 40 километров и расширили прорыв до 80 километров по фронту. За 24 июня на этом участке фронта нашими войсками освобождено более 200 населённых пунктов, в том числе крупные населённые пункты ХОДОРОВКА, ДОЛГАЯ НИВА, ПРЫГУНОВА, МЯСОЕДОВО, ЗАЛЕСЬЕ, ЗАГОРЬЕ, МИШКОВИЧИ, БАРАНОВСКИЕ, ВИШНЕВКА, КУТИНО, АНДРОСОВИЧИ, ДУБРОВСКОЕ, УЖЛЯТИНА и железнодорожная станция ЛОВША. Наши войска вышли к реке ЗАПАДНАЯ ДВИНА на фронте в 35 километров."

2013-03-21 19:47:30, Юрий написал(а): Ответить на ЭТО сообщение

Надо сказать, что крупным населенным пунктом к 1944 году Ужлятино не была, согласно данным Национального Архива РБ деревня входила в список уничтоженных в годы войны 1941-1944гг.:

 

Название: Ужлятино;
Район: Шумилинский;
Область: Витебская;
Довоенный р-н: Сиротинский;
Довоенная обл.: Витебская;
Год разрушения: 1942;
Домов до войны: 38;
Людей до войны: 152;
Разрушено домов: 38;
Убито людей: 78;
Поисковые данные : НАРБ. Ф.750. Оп.1. Д.226. Л.157-158.

2013-02-27 21:32:30, Юрий написал(а): Ответить на ЭТО сообщение

Ужлятинский - церковь и Ужлятинский православный приход Покрова Пресвятой Богородицы, Список селений, которые относились к приходу церкви в 1906 году: Залесье, фольварк; Запущане, деревня; Зароново, деревня; Ковальки, деревня; Лебеды, деревня; Малашенки, имение; Морозово, застенок; Мохонево, деревня; Новички, деревня; Самусяты I, деревня; Самусяты II, деревня; Татарки, деревня; Ужлятино I, деревня; Ужлятино II, деревня; Ужлятинский, погост; Фролки, деревня; Шпунты, деревня.

2013-03-21 20:26:17, Юрий написал(а): Ответить на ЭТО сообщение

В конце 18 века под общим названием Ужлятино было десяток  деревень по берегу речки, а нынешнее Мурожницкое озеро было Ужлятским.

2013-03-23 11:02:00, Ласка написал(а): Ответить на ЭТО сообщение

История Выжлятино связана ещё с  знаменитым путешественником, генералом Николаем Михайловичем Пржевальским. Муж Федоры ур. Буевич Перевальской, Иван Перевальский , был предком знаменитого  путешественника.

2013-03-28 14:12:46, Юрий написал(а): Ответить на ЭТО сообщение

Очень любопытен приведенный документ в отношении Флориана Гребницкого. Отец его, Михаил, был казначеем Витебского воеводства, Флориан (Florian Hrebnicki) род. ок. 1683г., в 1716 году стал униатским епископом  Витебска, а в 1717м - Полоцким архиепископом. Участник Замойского собора (1720), четвертым, как и следовало ему по рангу, подписал его решения. В 1727-1730г. побывал в  Риме, где познакомился с кардиналом Ламбертини, ставшим в 1740 г. папой римским Бенедиктом ХIV, который назначил Гребницкого ассистентом папского трона. Усилиями Флориана в 1738-1750гг. в Полоцке был восстановлен и перестроен разрушенный в ходе Северной войны (17001721) Софийский собор.  Архиепископ Флориан (Гребницкий) сыграл важную роль в изменении сакральной архитектуры ВКЛ, кроме Софийского собора, им было перестроено за счет собственных средств несколько наиболее значительных святынь на территории полоцкой епархии (в т.ч и кафедральный собор и церковь св. Николая в Вильно). С 16.12.1748 г. и до конца своей жизни занимал киевскую униатскую митрополичью кафедру,  митрополит "Киевский, Галицкий и всея Руси» грекокатолической церкви. Умер 18.07.1762 году в имении Струнь под Полоцком. Был похоронен в Полоцке в стене Софийского собора возле алтаря.

Выдающийся деятель тех времён, именно ему Полоцк обязан восстановлением Софийского собора. Участие его в делах Ужлятинской церкви подчеркивает, что она была униатской и умела достаточно важное значение.


2013-11-16 21:06:25, Владимир написал(а): Ответить на ЭТО сообщение

   Однажды следуя из Полоцка в Витебск епископ  остановился в с.Ужлятино. Привлёк  внимание его, стоящий отдельно от других строений, добротный  дом. Когда епископ вошел в жилище хозяин дома попросил родственников удалиться и беседовал с гостем день. Не известно о чем говорили, но по возвращении  епископ распорядился построить рядом с тем домом церковь. Крме постройки храма хозяин дома просил прислать ему священника: " сам  служить не могу, но буду помогать. Я и потомки мои". Церковь поставили вскоре. Епископ приезжал постоянно. Ходил вокруг озера в одном месте заходил в воду и долго стоял.    В храм никого  кроме него не пускали .                Хозяином же дома был человек крещеный именем Яков. Одного из сыновей его епископ забрал с собой для обученя в Полоцк.                                               Яков Михайлович предок того с расказа о коем начинается страничка сея.

2013-06-08 23:00:17, Евгения Ч написал(а): Ответить на ЭТО сообщение

В 1927 - 1932м в селе учительствовала Анна Иоановна Чис-товская (ур. Ласская). "Школа в этом селе - 4х классная, была новая, довольно обширная, в ней, помимо двух больших комнат для двух классов в каждой, был размещен ельский клуб, сцена с суфлерской будкой, две комнаты для хозяйства клуба и школы, помещение для учителя и его семьи (две небольшие комнаты и кухня); был также сарай,который заняла корова, и земельный участок при школе размером порядка 1га"...

2013-11-03 22:23:05, Александр Сергеевич написал(а): Ответить на ЭТО сообщение

Мои предки - Лебедевы, выходцы из д. Шпунты (хотя происхождение фамилии указывает и на д. Лебеды). сейчас этих деревень нет на карте, но может быть кто-нибудь поможет в поисках материалов для составления родословной? В Витебском архиве, увы я не нашел никаких документов. Мне оказала помощь руководитель музея Старого Села М.Юшкевич. Но материала не очень много. Буду рад сотрудничать. 

2013-11-05 22:55:32, Юрий написал(а): Ответить на ЭТО сообщение

Если эти деревни были уничтожены в ходе войны, то поиск достаточно проблематичен, фронт чуть севернее стоял полгода и бои за железную дорогу были очень ожесточёнными. Если же что -либо сохранилось после 44-го года, то постарайтесь узнать название тогдашнего колхоза (совхоза). По этому названию в похозяйственных книгах (отдел Витебского архива в здании горисполкома) можно проследить судьбу каждого дома населённых пунктов в составе хозяйства и проживающих в нём по 1975-й год. Карты местности 1920-го и 1936 годов отправил.

2013-11-08 19:55:55, Гость написал(а): Ответить на ЭТО сообщение

Деревни существовали до 1973 года. Такой ответ я получил из Витебского архива.

2013-11-09 20:45:42, Юрий написал(а): Ответить на ЭТО сообщение

Тогда проще. Узнайте название хозяйства - раньше это было в Язвинском сельсовете, теперь видимо в Светлосельском, может окажется, что на 73й год похозяйственные книги ещё в сельсовете хранят, по крайней мере номер фонда точно уточните. Записываетесь в архив на Калинина и оттуда в отдел архива в горисполкоме отправят, сами книги там находятся. Удачи!

2017-05-31 19:57:43, Гость написал(а): Ответить на ЭТО сообщение

Моя бабушка с д.шпунты 1900г.р.я 1973г и помню эту деревню.

2014-06-12 20:18:10, Kriv1ch написал(а): Ответить на ЭТО сообщение

Вот выписка 1552 года. Много полезной информации о нашем крае на сайте потомков Буевичей.http://www.buevich.com/

Успейте снять информацию. Сайт уже с 2008 года не обновлялся.Поэтому есть риск что может вообще пропасть.

 

Выпись из Виленской трибунальной клировой ведомости о некоторых Витебских и Могилевских православных церквах и монастырях, помещенной в общем инвентаре городов Витебска и Могилева, составленном в 1552 г. и включенном в Виленские трибунальные книги. Выпись эта, в 1619 году 31 мая, выдана Полоцкому архиепископу Иософату Кунцевичу, по его просьбе, для нужных справок, по случаю обращения им сих церквей и монастырей на унию.

 Граница тому селку: от реки Двины, мимо панов Чаплисов до большой дороги, которая идет из Витебска, тою дорогою до Липок с Комарами граница болотом и ровьем до крести, от креста знову ручьем до мху, знову за мху ручъем у Двину реку.

 Село Выжлятино

 Улась - дым 1
 Там же впусте - 1
 Остах Опанасович
 с братом -1
 Федор Каравай - 1
 Василий, священник подним -1
 Дмитр, старец - 1
 Охрем Обух -1
 Яков Михайлович - 1
 Ермола -1
 Там же впусте
 Боярская -1


 В том селе церковь, заложене Святого Юрья, у которое уступ сам его милость архиепископ мает, а инший нихто не мает уступу до него.

 Село Зароное

 Граница тым селам - Выжлятину и селу Заронову - с Старым Селом и иншими селами. На первей, от Старого Села починается граница с. Выжлятину: От реки Язвиницы, копец от копца, в болото; тым болотом у ручей, ручьем у верх до дороги великое, которое идет за Ст. С. до Выжлятина в тым ручью рубежы на розном дереви, над тою дорогою рубеж в липе, а по другой стороне копец, тым же ручьем у верх рубеж на розном дереви и копцы на разных месцях, аж до мху Лучацкого; тым мхом Лучацким через дорогу Хвестовскую до Черное Грязи, з Черное Грязи до Язвинца, з Язвинца у Хмелице, з Хмелице знову у тот же Язвинце до дороги Быдовское; от дороги Быдовское до Кнешнина брода; от Кнешнина брода к Могильникам, от Могильников у березовый мох, до кгрунтов Зароновских; за березового мху до Черных Лук; тыми луками в лес по лоточину поле делить старыну межами до Ошиток; з Ошиток - лежнею дорогою, которая идет з Полоцка до Витебска от тое дороги у ручей Межток, от ручья у Прудец ручей, который упадает в озеро Черное; в тое озеро вступ его милости архиепископа есть; с того озера речкою вниз до озерок, и утые озерки вступ его милости архиепископа с иншими участниками; с тых озерок, тоюж речкою Чорною у низ до озера Зароного; тое озеро - уместное с розными участниками его милости архиепископу; от озера Зароного граница селу Заронову с селом Топурином у Восиновый ручей; тым ручьем у восиновый остров; от того острову старою границею у порохнявый дуб; от дуба на бор; там же копец стародавный; от того копца; через бор, до реки Зароновки по великий мох, не доходечи Лосиного Каменя, по дорогу Мядельскую; от дороги долиною до нивы Яковое, до ручья Крутого; тым ручьем аж до реки Язвиницы. Тут копец границы тым селам.

Мои предки с тех мест.Сейчас у нас дача в Ужлятино, дом .Дед жил на хуторе - Кривицы с родителями.У его отца было еще 2 брата и они тоже на хуторах жили. Отец моего деда АРЕШЕНКО Иван Васильевич жил левее кладбища Ужляцинского.Его брат Мефодий на хуторе ближе к озеру со стороны Выжляцина.Их преред войной советские власти согнали в деревни.До войны сестру прадедов сосла в Сибирь.Потом прадеда убили.

2014-06-12 20:18:11, Kriv1ch написал(а): Ответить на ЭТО сообщение

Вот выписка 1552 года. Много полезной информации о нашем крае на сайте потомков Буевичей.http://www.buevich.com/

Успейте снять информацию. Сайт уже с 2008 года не обновлялся.Поэтому есть риск что может вообще пропасть.

 

Выпись из Виленской трибунальной клировой ведомости о некоторых Витебских и Могилевских православных церквах и монастырях, помещенной в общем инвентаре городов Витебска и Могилева, составленном в 1552 г. и включенном в Виленские трибунальные книги. Выпись эта, в 1619 году 31 мая, выдана Полоцкому архиепископу Иософату Кунцевичу, по его просьбе, для нужных справок, по случаю обращения им сих церквей и монастырей на унию.

 Граница тому селку: от реки Двины, мимо панов Чаплисов до большой дороги, которая идет из Витебска, тою дорогою до Липок с Комарами граница болотом и ровьем до крести, от креста знову ручьем до мху, знову за мху ручъем у Двину реку.

 Село Выжлятино

 Улась - дым 1
 Там же впусте - 1
 Остах Опанасович
 с братом -1
 Федор Каравай - 1
 Василий, священник подним -1
 Дмитр, старец - 1
 Охрем Обух -1
 Яков Михайлович - 1
 Ермола -1
 Там же впусте
 Боярская -1


 В том селе церковь, заложене Святого Юрья, у которое уступ сам его милость архиепископ мает, а инший нихто не мает уступу до него.

 Село Зароное

 Граница тым селам - Выжлятину и селу Заронову - с Старым Селом и иншими селами. На первей, от Старого Села починается граница с. Выжлятину: От реки Язвиницы, копец от копца, в болото; тым болотом у ручей, ручьем у верх до дороги великое, которое идет за Ст. С. до Выжлятина в тым ручью рубежы на розном дереви, над тою дорогою рубеж в липе, а по другой стороне копец, тым же ручьем у верх рубеж на розном дереви и копцы на разных месцях, аж до мху Лучацкого; тым мхом Лучацким через дорогу Хвестовскую до Черное Грязи, з Черное Грязи до Язвинца, з Язвинца у Хмелице, з Хмелице знову у тот же Язвинце до дороги Быдовское; от дороги Быдовское до Кнешнина брода; от Кнешнина брода к Могильникам, от Могильников у березовый мох, до кгрунтов Зароновских; за березового мху до Черных Лук; тыми луками в лес по лоточину поле делить старыну межами до Ошиток; з Ошиток - лежнею дорогою, которая идет з Полоцка до Витебска от тое дороги у ручей Межток, от ручья у Прудец ручей, который упадает в озеро Черное; в тое озеро вступ его милости архиепископа есть; с того озера речкою вниз до озерок, и утые озерки вступ его милости архиепископа с иншими участниками; с тых озерок, тоюж речкою Чорною у низ до озера Зароного; тое озеро - уместное с розными участниками его милости архиепископу; от озера Зароного граница селу Заронову с селом Топурином у Восиновый ручей; тым ручьем у восиновый остров; от того острову старою границею у порохнявый дуб; от дуба на бор; там же копец стародавный; от того копца; через бор, до реки Зароновки по великий мох, не доходечи Лосиного Каменя, по дорогу Мядельскую; от дороги долиною до нивы Яковое, до ручья Крутого; тым ручьем аж до реки Язвиницы. Тут копец границы тым селам.

Мои предки с тех мест.Сейчас у нас дача в Ужлятино, дом .Дед жил на хуторе - Кривицы с родителями.У его отца было еще 2 брата и они тоже на хуторах жили. Отец моего деда АРЕШЕНКО Иван Васильевич жил левее кладбища Ужляцинского.Его брат Мефодий на хуторе ближе к озеру со стороны Выжляцина.Их преред войной советские власти согнали в деревни.До войны сестру прадедов сосла в Сибирь.Потом прадеда убили.

2017-03-25 16:13:48, Гость Ника написал(а): Ответить на ЭТО сообщение

Мой дед тоже с этих мест. Арешенко Ехим Иосифович род.20.01.1895.Но больше о нём ничего не знаю.

2020-04-04 20:33:00, Аида Русович написал(а): Ответить на ЭТО сообщение

Вышеуказанный в начале статьи священник Адриан Хруцкий мой прапрадед - отец моей прабабушки Еагении Адриановны Хруцкой (умерла в 1954 в Минске и там похоронена) 

спасиьо за информацию 


Ваши замечания и предложения по работе сайта направляйте на наш E-mail:

Рейтинг@Mail.ru